Scrivener — универсальный набор инструментов для писателей, позволяющих сконцентрироваться на создании и структурировании длинных и сложных документов, предназначенных для публикации. Идеальное решение, предназначенное для литераторов (сценаристов, журналистов, ученых) профессионально занимающийся литературным трудом, работающих с большими объемами текста.
Scrivener — совмещает в себе продвинутый текстовый редактор и менеджер по управлению проектами. Таким образом, в нем можно не только писать, но и собирать различную необходимую для книги информацию, включая изображения, PDF документы, видео, музыку и веб-страницы. Примечательно, что Scrivener позволяет не просто открывать все эти файлы, а делать это в одном окне с текстом книги, что удобно для создания описаний объектов. Также в Scrivener есть удобная доска для заметок, в которой можно оставлять свои идеи, прикреплять их к определенным частям книги и добавлять в них сопутствующие файлы. Программа поддерживает работу в полноэкранном режиме, тем самым помогая пользователю сконцентрироваться на текущем проекте. Она станет незаменимым помощником писателям, сценаристам, журналистам, критикам, переводчикам, студентам и многим другим людям, которым приходится работать с текстами. Перед нами действительно стоящее универсальное приложение с продуманным пользовательским интерфейсом и множеством полезных функций.
Прежде всего программа понадобится авторам книг, сценаристам, исследователям, преподавателям, журналистам. По утверждению разработчика, программа может конкурировать c Journler, основное отличие состоит в том, что Scrivener позволяет работать только с текстом и вы не сможете записывать аудио- и видеозаметки.
Программа обеспечивает максимум возможностей для организации текста, структурирования, создания заметок, карточек, комментариев, таблиц, добавления картинок, ссылок. Весь материал, необходимый для написания текста, располагается внутри программы – практически, это рабочий стол писателя, не требующий дополнительных примочек.
Главный принцип программы – дробление текста на отдельные файлы, своеобразные части-”контейнеры” (глава, сцена и т.д.). В финале работы эти части компилируются в единый текст. Вся структура файлов представлена слева и всегда перед глазами. Автоматически каждый файл создает карточку на пробковой доске. Все изменения в карточках переносятся в файл, и наоборот.
Вообще, по наглядности структуры текста программа далеко впереди конкурентов. Добавим сюда интуитивно понятный интерфейс и простоту переключения режимов.
Если сравнивать Scrivener с Journler, то можно выделить следующие преимущества и особенности: • Программа умеет не только вести статистику по документу. Вы можете указать желаемый объем текста, а Scrivener будет отображать ваш прогресс (сколько осталось до завершения). Писателей это должно мотивировать на работу
• У программы лучше продумана работа с типографикой. Вместо “кавычек-лапок”, вы сможете использовать «ёлочки»;
• Удобнее устроена работы со ссылками на источники. Вы можете в разделе Documents References прописывать ссылки на локальные документы и URL в Сети;
• Для каждого документа можно прописывать краткое содержание. Затем эти фрагменты текста размещаются на специальной доске в виде листочков. Все это напоминает реальную работу над книгой, а не виртуальную.
Scrivener представляет интерес в большей степени именно как органайзер данных. Вы можете завести сколько угодно проектов (например, проект — это книга). В рамках каждого проекта создаются папки, по которым группируются данные. Например, папкой может быть часть книги, включающая в себя уже отдельные главы. Любая работа над книгой требует исследований, изучения дополнительного материала. Создав новый проект в Scrivener, вы автоматически получаете папку Research, где можно хранить дополнительные данные. Это могут быть не только текстовые заметки, но и PDF, аудиоматериалы, изображения.
Scrivener обладает автоматическим сохранением текста, так что данные не будут потеряны в случае отключения электричества. Но что еще более важно — это наличие системы снэпшотов (snapshot). С их помощью вы можете иметь несколько версий документа и в случае необходимости делать «откат» на более старую редакцию. Снепшоты можно делать как для всей заметки, так и для отдельных фрагментов. Единственное, что смущает — необходимость самому делать снепшоты (т.е. не автоматически).
Главное в программе, это удобнейший интерфейс. Слева файлы и папки (куда затягиваются ссылки архивы веб страниц, PDF, картинки и пр.). По центру текст (настройками отформатированный так как вам удобно). Справа некоторая доп. инф о документе. И в любой момент можно уйти в полный экран в режиме пишущей машинки, когда на удобном для вас фоне (хоть полупрозрачном) будет только текст и ни чего не будет отвлекать от мысли и слова, а последняя редактируемая строка всегда будет в центре экрана (а не сползать в самый низ документа). Отдельно надо сказать о форматировании вывода документа (в скриншотах есть). И отдельно надо сказать о возможности присваивать документам задачи, выстраивании иерархий задач и т.п.
В программе есть различные режимы создания текста: роман, нон-фикшн, учебник, сценарий. Что касается режима сценария. С точки зрения организации структуры сценария, вопросов нет (по крайней мере, с первого взгляда): наглядность, карточки, возможность комбинирования сцен, создание базы героев, аутлайн. Однако, с набором текста есть недочеты. Так, нет функции автозаполнения для имен и заголовков сцен по мере написания текста. Автозаполнение можно предварительно задать в настройках, что не совсем удобно.
С сохранением в другие форматы также проблем нет – PDF, rtf, doc. Очень удобно создавать книги в формате e-pub и mobi. Интересна функция резервного копирования. Его можно настроить на сохранение рабочих файлов в формате .zip в папке, размещенной на виртуальном жестком диске (Dropbox, Wuala, Яндекс.Диск и др.). Можно установить автоматическое сохранение при закрытии файла, открытии файла, или ручном сохранении. Имя архивов включает в себя дату и время сохранения. Круто!
Из личных впечатлений. Лично мне понравилось то, что можно заранее задать всю структуру романа, создав файлы глав, и иметь перед глазами всю композицию романа. После чего можно неспешно заполнять эти файлы буквами. Все что нужно для работы с написанным текстом – также всегда под рукой. Классная функция “Project Target”, когда задается цель – желаемое количество слов или символов для всего романа и те же параметры для отдельной сессии. Таким образом, можно отслеживать результаты дневной работы (если бы еще при невыполнении дневного плана ударяло током по пальцам, было бы вообще отлично)) – очень дисциплинирует и вдохновляет.
Здесь упомянута только малая часть фишек Scrivener. В целом программа радует гибкостью настроек и надежностью (за время работы на ней ни одного файла не пострадало).
Особенности программы «Scrivener»: 1. Все необходимые инструменты редактирования для выполнения профессиональной верстки
2. Редактирование нескольких документов
3. Полный контроль над структурой документов
4. Удобный и функциональный интерфейс
5. Подойдет для профессиональных писателей
6. Программа умеет не только вести статистику по документу. Вы можете указать желаемый объем текста, а Scrivener будет отображать ваш прогресс (сколько осталось до завершения). Писателей это должно мотивировать на работу
7. У программы лучше продумана работа с типографикой. Вместо “кавычек-лапок”, вы сможете использовать «ёлочки»;
8. Удобнее устроена работы со ссылками на источники. Вы можете в разделе Documents References прописывать ссылки на локальные документы и URL в Сети;
9. Для каждого документа можно прописывать краткое содержание. Затем эти фрагменты текста размещаются на специальной доске в виде листочков. Все это напоминает реальную работу над книгой, а не виртуальную.
Структура проекта: Каждый проект хранится в отдельной папке на диске, каждая заметка (document) - отдельный rtf-документ. Такая открытость позволяет применять другие средства в тех случаях, когда Scrivener не справляется. Кроме того, когда триальный период закончится, а программу покупать все-таки не захочется, данные сохранятся. Имена файлов на диске соответствуют не названиям заметок, а их числовым идентификаторам. Соответствие имен и идентификаторов можно посмотреть в основном файле проекта project.scrivx.
При открытии проекта восстанавливается последнее состояние индивидуально для каждой заметки.
Слева находится боковая панель, позволяющая организовать заметки и папки в древовидную структуру.
Групповой просмотр: Для каждой заметки/папки можно включить режим объединенного просмотра и редактирования дочерних заметок/папок.
Существует три разновидности этого группового просмотра: Scrivenings (документ) - Ctrl-1.
Corkboard (пробковая доска) - Ctrl-2.
Outliner (структура) - Ctrl-3.
В режиме Corkboard заметки представлены как карточки с мета-данными, в режиме Scrivenings - в виде длинной ленты, без учета глубины вложенности.
Более того, в дереве заметок можно произвольно выделить несколько заметок в разных папках (щелкая левой кнопкой мыши и удерживая Ctrl) и затем редактировать их в таком групповом режиме - весьма удобно.
Можно выделить любую часть объединенной заметки, однако в буфер обмена скопируется выделенная часть только текущей заметки (что неправильно, но разработчики говорят, что это исправлять не будут, ибо концепция такая).
Наблюдаются забавные артефакты, если в этом режиме менять масштаб.
В доке указано, что в режиме Scrivenings также работает полноэкранный редактор, но у меня не получилось его включить.
Заметка: Заметке можно присвоить один статус и одну метку (список статусов, меток настраивается). Они, как и краткое содержание заметки (synopsis), отображаются в панели мета-данных справа.
Иерархический список ключевых слов позволяет присваивать заметкам теги, а затем легко фильтровать заметки с указанными тегами.
Общий список ключевых слов проекта автоматически пополняется. Можно перетаскивать слова из общего списка прямо в заметку или в панель с мета-данными или в Binder, и наоборот, из заметки в список (с нажатым Ctrl для копирования слова).
Когда текущая заметка разрастается, ее можно разбить на две (команда Split - Ctrl-K). При этом все мета-данные будут скопированы в новую заметку. Можно соединить несколько заметок в одну (команда Merge - Ctrl-M).
Не уловил, в чем разница между папкой и заметкой, кроме иконки и режима просмотра по умолчанию. И папка и заметка могут иметь и текст и вложенные заметки, и могут быть сконвертированы друг в друга в любой момент.
Можно выделить несколько заметок и применить к ним команду Group (Ctrl-G) - будет создана новая папка и выбранные заметки перемещены в нее. Для папки предусмотрена обратная операция - Ungroup, в результате вложенные заметки будут извлечены из папки на верхний уровень.
Боковая панель: В левой части расположена боковая панель с коллекциями. В коллекцию можно добавлять заметки и группировать их разными способами. Одна заметка может входить в несколько коллекций.
Две коллекции - Binder (переплет) и Search Results (результаты поиска) - создаются по умолчанию для любого проекта. Все коллекции, кроме Binder, имеют вид линейных списков, а не деревьев.
Три корневые папки удалить нельзя - это Draft (черновик), Research (исследование) и Trash (корзина).
Папка Draft содержит только папки и текст. В папку Research, кроме того, можно добавить картинки, pdf и пр, в том числе можно импортировать веб-страницу по указанному адресу, без возможности дальнейшего редактирования. Таким образом, папка Research предназначена для хранения всяких ресурсов, которые могут пригодиться при работе над проектом.
В Trash попадают удаленные объекты. После очистки корзины (Empty Trash) файлы также удаляются и с диска.
Когда выполняется команда File-Compile, все документы папки Draft комбинируются в один сводный документ. Заметьте - в скомпилированный документ не попадают никакие другие папки первого уровня.
В Binder можно перетаскивать файлы из Проводника. При этом происходит физическое копирование файлов в папку проекта Files/Docs, текстовые файлы конвертируются в rtf-формат, картинки копируются без изменений. Исходные имена файлов заменяются на числовые идентификаторы. Для каждого импортированного файла создается отдельная заметка с именем исходного файла.
Реорганизовать дерево заметок можно непосредственно в боковой панели, либо в режимах Outliner и Corkboard путем перетаскивания объектов мышкой, либо с помощью клавиатуры (Ctrl-стрелки).
Можно перестакивать заметки из проекта в проект с сохранением мета-данных.
Редактирование: Все основные возможности форматирования текста присутствуют - шрифт, отступы, выравнивание, цвет текста, подсветка, списки, таблицы, аннотации, сноски.
Для редактирования предусмотрено две панели: основной и альтернативный редактор, можно расположить их горизонтально (Ctrl-Shift-=) или веркально (Ctrl-Shift-’), или убрать вторую панель (Ctrl-’). В таком split-режиме удобно сверять текст, или же можно в одной панели открыть текст, а в другой - Corkboard.
В процессе редактирования часто возникает потребность переставлять местами слова, для этого нужно перетащить выделенный фрагмент мышкой. В Scrivener эта возможность реализована не так хорошо как в Word’e - курсор не меняет форму, слово не дополняется пробелом.
Автодополнение и автозамена - есть и работают.
Работа в полноэкранном режиме (F11): Позволяет сосредоточиться исключительно на наборе текста. Регулируется ширина рабочего листа и его местоположение на экране. Внизу - всплывающий тулбар. Остальная часть экрана затемняется. Цвет листа серый. Можно поменять в Options - Appearance (как и другие цвета интерфейса).
Навигация - заявленные комбинации по Alt-Shift - стрелки вправо/влево - переход к следующему/предыдущему документу у меня не заработали.
Typewriter Scrolling: Если этот режим включен, то строка, в которой находится курсор, центрируется по вертикали, при условии, что заметка занимает больше половины экрана. Это значит, что при наборе длинного фрагмента глаза не будут опускаться вниз вслед за точкой ввода, а наоборот, точка ввода будет подниматься вверх. Этот режим включается независимо для основного и полноэкранного редактора (Options-Editor), однако у меня заработал только в полноэкранном редакторе. Фишка интересная, в Word’е мне ее не хватает, но оставляет двоякое впечатление. При правке текста, когда нужно исправить слово в середине абзаца, передергивание экрана несколько нервирует.
Картинки: Картинку можно вставить в заметку следующим образом:
- из файла (Ctrl-Shift-H);
- из буфера обмена (Ctrl-V);
- перетащить из Проводника;
- перетащить из Binder’a;
- перетащить из папки Reseach, открыв ее во втором редакторе. У меня в последнем случае картинка вставилась 9 раз - издержки бета-версии. Удалил лишние копии в Word 2007, после чего заметка открылась в Scrivener некорректно, отобразились пустые места вместо удаленных картинок - вероятно, форматы rtf у Word и Scrivener не полностью совместимы.
Размер заметки после вставки картинки в 70 кБ увеличился с 40 кБ до 770 кБ в силу специфики хранения картинок в rtf. Вероятно, для картинок в большом разрешении лучше импортировать картинку в папку Research, а затем вставлять внутреннюю ссылку на картинку (Edit - Scrivener Link). В этом случае картинка сохраняется как есть, без изменений формата и раздувания размера, правда, страдает наглядность текста. При щелчке мышкой по такой ссылке картинка открывается во втором редакторе - в общем, достаточно удобно. Такое поведение можно запретить, если во втором редакторе выбрать Lock in Place - зафиксировать просмотр выбранного объекта.
Жаль, нет возможности скопировать ссылку на выделенный объект в буфер обмена.
Имейте в виду, в скомпилированном документе внутренние ссылки не работают.
После вставки картинки можно изменить ее размер и название (Edit Image). При этом физический размер заметки остается прежним, то есть картинка масштабируется только при просмотре и впоследствии можно вернуть ее первоначальный размер.
Перетащить вставленную картинку внутри заметки у меня не получилось.
Binder Affects: По умолчанию щелчок по объекту в Binder’e открывает этот объект в активном редакторе. При перетаскивании картинок из Binder’а в текущую заметку это, мягко говоря, не удобно. Методика такая: открыть второй редактор и включить View - Binder Affects - Other Editor. Тогда выбранная картинка будет открываться во втором (пассивном) редакторе, не мешая редактировать текущую заметку.
Поиск/замена: Не сразу нашел замену текста. Она, оказывается, совмещена с поиском по текущей заметке. При этом поиск и замена по проекту разнесены на две разных команды. Поиск по проекту (Ctrl-Shift-G) переводит курсор в строку поиска на тулбаре, хотя по аналогии с поиском по заметке ожидаешь увидеть диалоговое окно. Команда “Заменить все” отрабатывает молча, не сообщая о результатах, так что не понятно, сколько замен было выполнено и были ли они вообще. Нет истории в диалоге поиска. Зато когда после замены делаешь поиск, то поле для замены нужно вручную очистить.
В целом, хотелось бы большей продуманности поиска/замены.
Есть возможность указать область поиска - текст, заголовки, ключевые слова и т.д.
Результаты поиска по проекту сохраняются в коллекцию Search Results, которую в свою очередь можно сохранить как обычную коллекцию для дальнейшей работы.
Автосохранение после 2-х секунд бездействия (время настраивается в Options).
Название: Scrivener
Год выпуска: 2015
Версия: 1.8.5.0
Страница программы :Homepage
Archived in WinRAR 5.0
System Requirements
IBM or compatible Pentium/AMD processor (900 MHz or greater), 512 MB RAM or greater. 1024 x 768, 16-bit display (32-bit recommended)
Windows XP SP2
Windows Vista all SP
Windows 7
Language Multilanguage(Russian) Добавлено 5% на востановление